8(499)152-18-23 (Многоканальный)
English version
О компании Маркетинговые
исследования
Дополнительное
профессиональное
образование
Консалтинговая
деятельность
Издательская
деятельность
Конференции Аспирантура Диссертационный
совет
Партнеры и
клиенты
Совет директоров
Руководство
Лицензия и аккредитация
Контакты
перейти в раздел монографии
перейти в раздел монографии
Голосование








СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС ТРЕБУЕТ НОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Курбатов Олег Николаевич,
генеральный директор
Перевозка, хранение товаров и грузов исторически связаны с таким количеством рисков, что многие компании воспринимают их как неприятные, но неизбежные правила игры, а финансовые и материальные потери относят к разряду форсмажорных. Не зря же издревле на Руси говаривали, мол, что с возу упало, то пропало:

Перевозка, хранение товаров и грузов исторически связаны с таким количеством рисков, что многие компании воспринимают их как неприятные, но неизбежные правила игры, а финансовые и материальные потери относят к разряду форсмажорных. Не зря же издревле на Руси говаривали, мол, что с возу упало, то пропало:

Подобную ситуацию в стране с плановой экономикой можно было терпеть, а вот бизнес мириться с ней не желает. Он, бизнес, за все эти риски рассчитывается собственным полновесным рублем. Так не лучше ли заплатить за то, чтобы и воз оказался исправным, и ничего с него не падало: Видимо, именно так и рассуждал молодой российский бизнес, когда полтора десятка лет назад при вхождении в мировой рынок обнаружил "неизвестную" науку - логистику.


"Современный бизнес требует новых логистических подходов" - трудно не согласиться с фразой Олега Николаевича Курбатова, генерального директора Института ИТКОР, вынесенной в заголовок интервью. Однако кому же, как не Институту исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, и предлагать эти подходы развивающимся компаниям?

—Олег Николаевич, в отличие от многих других видов бизнеса складское дело имеет довольно глубокие корни. Возили товар из заморских стран и российские купцы, и красные директора, возят его и современные бизнесмены. Понятно, что груз необходимо не только по-умному доставить, но и сохранить. Есть ли отличительные особенности современного бизнеса по предоставлению логистических услуг?
—Конечно, есть. С тех незапамятных времен мало что изменилось в отношении желания покупателей получать качественный товар. Однако существенно иными стали технологии его доставки до потребителя - способы транспортировки, складирования, производства, упаковки, информационного обеспечения. Современный век более динамичный. Решения надо принимать быстро, действовать - мгновенно. Растет цена принимаемых решений, происходит глобализация рынков и бизнесов. Рынок все больше консолидируется. Появляются новые формы услуг, востребованных большими и малыми компаниями. В последние годы торговые и промышленные структуры прибегают к аутсорсингу логистических услуг. Это связано с тем, что условия и технологии ведения бизнеса постоянно усложняются, растет значимость его инфраструктурной составляющей, в том числе транспортно-складской сферы. В то же время для торговых и производственных организаций логистика отнюдь не служит ключевой компетенцией. Аутсорсинг логистических услуг позволяет им сосредоточиться на основных видах деятельности. Логистические же компании в своей работе применяют самые современные технологии и специализированное оборудование.
Логистика - один из основных инструментов повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Ее главная задача - управление материальными, информационными, финансовыми потоками с оптимальными издержками. Как показывает зарубежный опыт, сокращение логистических издержек на 1 % эквивалентно 10 %-ному увеличению объема продаж.
Происходит переход от построения внутрифирменных логистических схем к управлению цепями поставок. По сведениям аналитических компаний (AMR Research, Forrester Research), с внедрением систем управления цепями поставок фирмы получают значительные конкурентные преимущества: уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40 %; сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30 %; снижение закупочных издержек от 5 до 15 %; уменьшение складских запасов от 20 до 40 %; сокращение производственных затрат от 5 до 15 %; увеличение прибыли от 5 до 15 %.

—Весной прошли выставки и конференции "ТрансРоссия-2005" и Freight Russia2005. Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка принимал активное участие в их работе. Ваше впечатление от выставок и прогнозы дальнейшего развития данного вида бизнеса в России.
—Выставки - это то место, где демонстрируют самые передовые достижения и разработки. Во-первых, мы помогли организаторам тематически насытить программу форумов - провели бесплатные семинары по логистике и управлению цепями поставок для всех желающих: Во-вторых, общение с посетителями и участниками выставок позволяет нам быть в гуще событий, чувствовать потребителя. Подобных мероприятий в России должно быть как можно больше. В то же время надо обеспечить эффективность и результативность участия. Нам приятно, что семинары, организованные нами в рамках выставок, позволяют посетителям получить доступ к самым современным знаниям и передовому опыту.

—Известно, что ИТКОР проводит серьезные научные исследования глубинных процессов логистического бизнеса, и, как мне кажется, вы можете дать ответ на вопрос, почему, несмотря на положительную динамику логистической отрасли, не так уж и много компаний выдерживают конкуренцию на рынке.
—Рынок логистических услуг в последние годы бурно развивается. Современный логистический бизнес требует новых подходов. Это системный капиталоемкий и наукоемкий бизнес, не все могут поддерживать требуемые потребителями стандарты по качеству и стоимости оказания услуг. Тем не менее мы считаем, что отрасль логистических услуг станет высококонкурентной. Ожидается приход на рынок крупных западных операторов. Все больше российских инвестиционных компаний проявляют интерес и вкладывают деньги в развитие логистического бизнеса; появляются новые российские логистические фирмы. Конкурентное пространство быстро заполняется. Основными факторами соперничества на рынке стали качество, гибкость и комплексность услуг.

—Что, на ваш взгляд, предопределяет успех компании - кадры, технологии, продуманный менеджмент? - В своем вопросе вы и обозначили ключевые факторы, определяющие успех компаний. Есть известная фраза - "Кадры решают все!": В настоящее время именно кадровый голод подчас сдерживает использование современных логистических технологий и современного менеджмента. Причем проблему персонала в отличие от двух других составляющих нельзя устранить в одночасье. Даже деньги лишь несколько ускоряют ее решение. Пройдут годы, прежде чем в стране появится цивилизованный рынок специально обученного (а не переученного) и компетентного логистического персонала, который позволит в полной мере раскрыться преимуществам современных технологий и менеджмента.
Профессия логиста входит в первую десятку самых популярных профессий в России.
В Европе уже много лет функционирует продуманная и эффективная система подготовки и сертификации менеджеров по логистике. Ведущие российские вузы сравнительно недавно начали подготавливать логистические кадры. Как и прежде, налицо недостаток квалифицированных преподавателей.
Спрос со стороны бизнеса на профессионалов-логистов значителен, и, как результат, уже сейчас остро ощущается нехватка специалистов в данной области. Сегодня логистические компании сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Недавно, например, прошел круглый стол "Подготовка логистических кадров в России: состояние и перспективы", организованный одним из крупнейших российских логистических операторов.

—Предоставление услуг всегда и во все времена основывалось на одной фразе "Клиент всегда прав". Как, на ваш взгляд, меняются требования потребителей во времени и в условиях разнообразных предложений?
—Подход "клиент всегда прав" в современных условиях можно трансформировать в "клиент всегда прав: за свои деньги". Бизнес всегда останется, что называется, в прибыли, если продукты и услуги будут интересны для потребителей, сделаны под них. Мы руководствуемся принципом "не продажа товаров и услуг, а решение проблем клиентов". Что касается большого количества предложений на рынке, то даже это можно обернуть в свою пользу: разнообразие часто ставит потребителей в затруднительное положение, откуда появляется услуга - помощь клиентам в облегчении и упрощении выбора.

—Сколько лет ИТКОР занимается изучением вопросов маркетинга и логистики?
- ИТКОР - правопреемник НИИ экономики и организации материально-технического снабжения, образованного в 1966 году как головной экономический Институт Госснаба СССР. На его счету немало высокорейтинговых научно-практических разработок, направленных на развитие отечественного оптового рынка, внедрение логистики товародвижения. Вопросами оптимизации товародвижения институт занимался с момента основания и до настоящего времени. Сейчас это проекты по логистическому консалтингу.
За прошедшие годы в институте накоплен значительный опыт в проведении маркетинговых исследований, изучено более 500 сегментов рынков промышленных и продовольственных товаров.
Перефразируя высказывание известного политика, можно с уверенностью сказать, что тот, кто владеет информацией, владеет рынком! Это хорошо понимают люди, чья деятельность связана с обеспечением отечественного потребителя товарами и услугами. Для стабильного развития бизнеса нужна оперативная и достоверная информация по широкому кругу вопросов. Ее и предоставляет институт ИТКОР.
Наши исследования - это обзор и анализ рынка продуктов, емкости рынка, поведения потребителей, конкурентов, каналов сбыта, конъюнктуры рынка, национальных и мировых тенденций на рынке, определение доли заказчика на рынке. Опрос, проводимый специалистами института среди потенциальных клиентов, кому необходимы маркетинговые исследования по изучению тех рынков, на которых они работают, показал, что только в 16 % случаев они готовы обратиться за квалифицированной помощью; в 70 % - планируют изучать рынок самостоятельно, из них в 44 % случаев достаточно кабинетных исследований, непосредственно на компьютере.
А практика показывает, что крупные фигуранты на любом рынке, используя принцип открытости информации, формируют его под свои задачи. А псевдомаркетологи разносят полученные данные по городам и весям. Результат нередко плачевный: неправильное принятие стратегического решения - и бизнес под угрозой. На молодых растущих рынках, в частности на рынке логистических услуг, данная проблема актуальна.

—Что интересного на рынке услуг предлагает Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка?
—Перечень услуг, предлагаемых институтом, можно разделить на такие группы, как маркетинговые услуги, логистические проекты и образовательные услуги. В последнее время появился и растет спрос на услуги логистического аудита. Один из интересных и масштабных проектов, реализуемых институтом, - разработка и внедрение интегрированной системы управления материально-техническим обеспечением (МТО) одной из ведущих российских компаний. В рамках проекта решают задачи нормирования запасов, организационно-структурного построения системы МТО.
Концепция организации планирования МТО определяет стратегию развития системы материально-технического обеспечения. В рамках концепции реализуют методические, организационно-структурные, экономико-правовые, информационные аспекты управления. Она предусматривает:
  • развитие логистического подхода к управлению снабжением, интегрированный комплексный охват факторов эффективности товародвижения, работу транспортно-складских звеньев логистического процесса от постав-щиков до конечных потреби-телей, что да-ет возможность достичь оптимума по всей логистической сети в целом;
  • максимальную интеграцию управления операциями. Комплексный логистический подход к эффективности товародвижения обеспечивается не только методами оптимизации материальных потоков, но и логистической организационной структурой. В одном подразделении - департаменте, например, - сосредоточены функции управления всеми операциями с материальными ресурсами, такими, как закупки, транспортировка, складирование, хранение, отпуск в производство. Это позволяет управлять запасами на всем протяжении цепочки товародвижения по критерию совокупных затрат.
    Реализация такого подхода требует тщательной проработки не только процедур управления, но и взаимоотношений между внутренними подразделениями интегрированной структуры.
    Внедрение современных ERP-систем обеспечит реальный мониторинг процесса снабжения и принятие стратегических и оперативных решений с учетом многих факторов и интересов. На наш взгляд, для заказчика в данном направлении важны такие моменты:
  • процессный подход к внедрению систем, ориентированный на последовательную реализацию взаимосвязанных бизнес-процессов;
  • регламентация представления и формирования данных, а также взаимоотношений между подразделениями компании в процессе управления МТО, использование для принятия решений единой информационно-аналитической компьютерной базы;
  • создание стандартов управленческих операций, призванных укрепить исполнительскую дисциплину. В системе планирования это означает установление единого регламента МТО, включающего календарное планирование принятия решений на всех этапах формирования плана (представление заявок на поставку ресурсов потребителями, подача заказов поставщикам и оплата продукции, отгрузка ее на входные терминалы компании и последующая перевозка).
    Что касается учебных мероприятий, то подготовкой специалистов на наших семинарах занимаются наиболее квалифицированные и компетентные преподаватели. Их умение рациональным образом сочетать в учебных курсах теоретические разработки и практические решения способствует эффективному обучению и применению слушателями полученных знаний и навыков на деле. Программы подготовки постоянно улучшаются и развиваются с учетом потребностей рынка, последние мы выявляем в результате мониторинга целевой аудитории.
    В июне нынешнего года на базе учебного центра института ИТКОР создан и зарегистрирован Институт логистики и маркетинга (НОУ "ИЛиМ") - первое в России учебное заведение с такой специализацией.

    —Интересно, как вам удается совмещать такие направления, как маркетинговые исследования, подготовка кадров для логистики, консалтинг, разработка бизнес-планов? Ведь, по сути, это самостоятельные направления бизнеса?
    —Эти направления выделены в отдельные бизнес-проекты с самостоятельными бюджетами. В немалой степени успешной реализации проектов способствует то, что нам удалось привлечь молодых, но высококомпетентных людей. Мы уделяем большое внимание командной работе, проектному управлению, росту профессионализма сотрудников. Немаловажна привязка системы оплаты и стимулирования к конечным результатам работы.

    —Не секрет, что в любом виде бизнеса существуют собственные риски. Каковы основные риски в современной логистике?
    —Основные риски в современной логистике связаны с цепочками поставок. Это задержки поставок, разрывы в технологических цепочках, неточность прогнозов, риски в области закупок, складские и производственные риски. Названные риски служат причиной содержания складов и запасов.

    —Есть такой бизнес-вопрос: "Назовите несколько причин, чтобы мне захотелось стать клиентом Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка".
    - Причины такие: высокая актуальность исследований; солидная методологическая база; максимальный учет пожеланий и потребностей клиентов. А также наши основные преимущества: богатый профессиональный опыт в области логистического консалтинга, маркетинга и бизнес-обучения; наличие ресурсов, необходимых для успешной реализации проектов; разветвленная сеть деловых партнеров; многолетний опыт работы с российскими и иностранными предприятиями; индивидуальный подход к заказчикам; оригинальные методики исследований и разработок; наличие детализированных баз данных по товаропроизводителям, импортерам и экспортерам; гибкая ценовая политика; удобное территориальное размещение.

    —Согласитесь, наука существует именно для того, чтобы у профессионала-практика появилась возможность заглянуть в день завтрашний. Что он готовит для логистических операторов?
    - На российский рынок выйдут новые логистические операторы - это дальнейший путь развития для складских, транспортно-экспедиторских и крупных оптовых компаний, и, конечно же, появятся иностранные логистические операторы. Нарастающая сложность современных бизнес-задач потребует объединения усилий и ресурсов. Тенденции консолидации, заметные уже сейчас, диктуют требования по созданию стратегических альянсов: компании различного профиля объединятся в союзы как с логистическими операторами, так и с партнерами из других сфер деятельности (информационные технологии, финансовые институты). Интегрирование различных направлений бизнеса произойдет вдоль цепочек поставок.

    —Олег Николаевич, у вас есть возможность лично обратиться к нашим читателям. Что бы вы им пожелали?
    - Успехов в бизнесе. Везения. Удачи в достижении поставленной цели.

    Беседу вел Александр Зубахин
    УиЦ
  • О компании Маркетинговые
    исследования
    Дополнительное
    профессиональное
    образование
    Консалтинговая
    деятельность
    Издательская
    деятельность
    Аспирантура,
    диссертационный совет
    Партнеры и клиенты
    © 1993-2020, Институт ИТКОР, Москва, ул. Черняховского, 16
    Тел.: 8(499)152-18-23 (Многоканальный)
    office@itkor.ru Карта сайта
        Яндекс цитирования